5 февр. 2012 г.

Из истории космического судостроения

Когда на улице мороз и митинги, хочется сесть у камина, открыть тяжёлый фолиант и углубиться в изучение истории...
Есть множество публикаций на тему истории создания и модернизации космического корабля "СОЮЗ". Например, замечательная серия статей в журнале "Новости космонавтики" или подборка материалов у Марка Вэйда. Однако, я нигде не встречал детального разбора что и почему было сделано или изменено.
А последнее время ещё появилась тенденция к распространению мифа об "устарелости" транспортной системы "СОЮЗ"-"ПРОГРЕСС" - как будто вакуум стал пожиже и изменились законы аэродинамики и баллистики! Или перед "СОЮЗ"ами ставятся задачи, с которыми он не справляется?
Авионика и другая начинка "СОЮЗ"а изменялась и модернизировалась много раз, и этот процесс продолжается непрерывно вот уже 45 лет! В чем "устарелость"?! Кому нужны переделки ради переделок?

Понимание того, насколько первые версии "СОЮЗ"ов отличаются от нынешних, приходит только когда начинаешь смотреть детали. Не на картинках, а в цехах и музеях.
Третьего дня, моё внимание привлёк вид тангажного блока на спускаемом аппарате "ЗОНД-8"
А как известно "ЗОНД" - это версия "СОЮЗ"а для облета Луны.
Рядом стоящий "СОЮЗ" (не то 8, не то 9) похож как две капли водыЯ видел довольно много спускаемых аппаратов "СОЮЗ" последних версий (ТМ и ТМА), поэтому по памяти могу довольно точно описать внешний вид СА. Но приглядевшись к этому я увидел, что в нём всё не так! Кроме другого блока тангажных двигателей СИО-С, иллюминатор ВСК не на месте и под углом...Отрывная гермоплата выпуклая...Огляделся вокруг и увидел, что "СОЮЗ-19" (корабль программы СОЮЗ-АППОЛОН) такой жеЯсно, что это версия "СОЮЗ" 11Ф615
В книге летчика-космонавта и испытателя "КБ Королёва" Владимира Аксёнова "Дорогами испытаний" описаны события связанные с созданием новой версии корабля "СОЮЗ" - "СОЮЗ-Т" 11Ф732
Изменения были настолько глубокими, что изначально планировалось даже назвать корабль по другому (по слухам было предложение назвать его "ВИТЯЗЬ").
Изменилась схема действия корабля (динамические режимы, алгоритмы управления), это в свою очередь стало возможным благодаря новому бортовому комплексу управления, существенно изменился состав бортового оборудования и компоновка. Прежней осталась по сути только аэродинамика.
"Арматура" кабины и интерьер так же претерпели кардинальные изменения.
Собственно, заглянув в СА 615-го, я понял почему иллюминатор ВСК не "на месте"Никогда раньше не задумывался каким образом наши предшественники "компоновались" в спускаемом аппарате :)
Оказывается пилот сидел в правом кресле - там, где теперь сидит самый главный "бездельник" в экипаже "СОЮЗ" - космонавт-исследователь (по новому БИ2 или УКП)

Пульт космонавта был соответствующий Привлекшие моё внимание иллюминатор ВСК и гермоплата в полёте выглядели вот так
Теперь вот такПочему гермоплата была выпуклая, а теперь нет - не знаю, да и спросить в общем-то уже почти не у кого :(
Возможно изменилась конструкция головного обтекателя, а там жесткие ограничения по зазорам между конструкциями корабля и головного обтекателя.

Интерьер и компоновка кабины 732-го и конструкция пульта изменилась с добавлением третьего члена экипажаТеперь пилот и его ВСК расположены по середине.
Компоновка версии ТМАПерекомпоновали рабочие места экипажа и внесли изменения в конструкцию спускаемого аппарата для снятия некоторых ограничений по антропометрии космонавтов.
На заре проекта нового корабля (ПТК НП) мы всерьёз спорили должен ли пилот сидеть по середине кабины или рабочее место пилота может быть "в стороне"... Выходит такой проблемы просто не существует :)
Следующая модернизация в основном затронет бортовой комплекс управления, изменит схему действия и возможности корабля - вполне возможно, что это опять повлечёт за собой изменения компоновки кабины (уже повлекло) и конструкции пульта космонавта. Продолжение (полета) следует...

8 комментариев:

  1. "Или перед "СОЮЗ"ами ставятся задачи, с которыми он не справляется?" - Марк, мне кажется это всем достаточно понятно. "Союз" великолепно справляется с той целью, для которой его создавали. Короткие орбитальные полёты, полёты на станцию и, возможно, короткий полёт к Луне.
    Но это всё не для будущего. Как не модернизируй "Союз" - всё-таки лучше иметь возможность доставлять на орбиту 6 человек, а не 3. И доставлять/возвращать больше грузов, а не несколько килограммов. да и гарантийный срок "Союза" в составе станции немногим больше 200 дней. Нужен новый корабль - слова о том, что "Союз" ещё послужит, опасны - так и вижу подтекст, что ПТК НП закроют (передвинут далеко по срокам) также, как закрыли ракету "Русь" или сместили далеко вправо орбитальный автономный модуль ОКА-Т...

    ОтветитьУдалить
  2. "всё-таки лучше иметь возможность доставлять на орбиту 6 человек, а не 3"

    Зачем?

    "И доставлять/возвращать больше грузов, а не несколько килограммов"

    А сколько нужно ?

    "да и гарантийный срок "Союза" в составе станции немногим больше 200 дней"

    А сколько в самый раз ? Ответьте на вопросы и я сразу пойму на сколько Вы в теме и каков ход мыслей - считайте первым вопросом на профтестирование :)

    "Нужен новый корабль - слова о том, что "Союз" ещё послужит, опасны - так и вижу подтекст, что ПТК НП закроют (передвинут далеко по срокам) также, как закрыли ракету "Русь" или сместили далеко вправо орбитальный автономный модуль ОКА-Т...

    Ни какого подтекста - прямая речь - СОЮЗ мощнейший конкурент ПТК НП (на данном этапе не в пользу последнего)

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Марк. :)
    Тема профтестирования не совсем корректна.
    Поскольку мы с вами в каком-то смысле коллеги. А с Еленой я работал рядом в ГОГУ, пришёл перед её уходом на ОКП.
    http://alien3.livejournal.com/658593.html
    Я 8 лет работал в РКК "Энергия", бывал на 4 этаже в ЛКК, в вашей комнате (у Ивана Матвеевича), фотографии которой вы часто публикуете.
    Теперь я работую в ЦНИИ РТК (СПб) (в отделе, который колючие "Кактусы" для ваших коллег делает - для "Союзов") - был вынужден по семейным обстоятельствам переехать.

    Я был технологом, мастером, инженером-испытателем, теперь конструктор. И как делаются "Союзы" видел своими глазами, в каком-то смысле приходилось и руки (и ноги) приложить...
    Но при этом во многих вопросах я не компетентен. У меня, к сожалению, образование просто техническое, без уклона в проектирование космической техники (поэтому много пробелов).

    Марк, параметры корабля зависят от целей, поэтому вопрос целей.
    Если до конца работы МКС схема ротации экипажа будет такой же или даже измениться (более короткие основный экспедиции) - не спорю, "Союз" подходит. Если мы хотим большего, например, сделать многофункциональный корабль, на котором поместятся 6 человек и немного грузов наверх или 3-4 человека и много грузов (можно менять соотношение), чтобы потом его прицепить к марсианскому экспедиционному комплексу. Или отправлять в Луне (напрямую, или через перевалочную станцию в точке Лагранжа), то нужен новый корабль. Быть может долгое время "Союз" и ПТК НП будут существовать параллельно. Если ЗЭМ продолжить модернизировать и сделать хорошие условия (зарплата, жильё) для рабочих и ИТР это реально (но сложно, учитывая нашу реальность...).

    Гарантийный срок тоже зависит от целей. Если экспедиция на Марс (конечно, она сейчас ещё на уровне фантастики - с нашим-то состоянием дел) - то корабль для возвращения на Землю должен пробыть в составе больше 500 дней. Если, конечно, не сделать другую схему, когда корабль пристыковывается к МЭК при возвращении и "забирает" экипаж.

    Но Марс очень далеко... http://alien3-zone.blogspot.com/2009/08/blog-post_25.html

    А по поводу возвращения - это ведь тоже зависит от целей. У нас ведь с самого начала концепция (стратегия) использования оборудования на станции - сломалась - удалил на "Прогрессе".
    http://alien3.livejournal.com/679287.html
    А американцы сломанное оборудование возвращали, чтобы исследовать, отремонтировать и обратно отправить. Мы ведь тоже, частично так делали, используя американские шаттлы. И систему "Курс" возвращали для повторного использования. И блоки жидкостные от "Электрона" возвращали для исследования и ремонта. И даже ремонтировали и обратно отправили. Злосчастный БЖ №056, который потом сразу и отказал, правда...

    Правда, помню, когда вдруг на "Союзе" образовалось кг 70 для возвращения (в свободном "кресле"), проектанты с трудом эти килограммы набрали.
    http://alien3.livejournal.com/641794.html

    А теперь шаттлов нет... Возвращать сложно, в "Союзе" мало места.

    ОтветитьУдалить
  4. Александр! Не ставлю под сомнение вашу профпригодность - профтестирование проходили и будут проходить все претенденты в отряд - я об этом.
    Об остальном должен сказать, что Вы правы, но тем не менее всегда оговариваетесь "в зависимости от целей". Технический комплекс очень сложно создавать без чёткого целеполагания. А целеполагание в свою очередь опирается на анализ перспектив. Анализ перспектив должен базироваться на здравом смысле и реалистичной оценке. На этапе проектирования цели должны быть поставлены очень чётко, и они поставлены... понимаете к чему я клоню?

    ОтветитьУдалить
  5. ну по крайней мере потому что 8й у нас лежит. а вообще можно и серийными номерами поинтересоваться. http://cosmopark.ru/7k/7k.htm

    ОтветитьУдалить
  6. Марк, а Вы не можете сказать, какие были размеры солнечных батарей первых Союзов и Зондов

    ОтветитьУдалить