31 авг. 2013 г.

МАКС2013 день 2-3

Каждые день на выставке начинается примерно одинаково...
Включение систем, подготовка к работе...
... и приведение машины в порядок 
Немного тренировочного пилотирования
Далее ожидание визитов на срезе посадочного люка
Утром второго дня более 30-и минут Генеральный посвятил детальному знакомству с интерфейсом и пилотированием корабля. Это было наше первое общение на тему организации деятельности экипажа ПТК с точки зрения человеко-машинного интерфейса.
Тем же утром нас посетила представительная делегация из Локхид Мартин во главе с главным конструктором MPCV ORION. Встречал делегацию главный конструктор нашего корабля. Общение было живым и непринужденным. Главный по Ориону занял кресло второго пилота, а его коллеги с помощью смартфона сделали прекрасные панорамные снимки командного отсека 
 Жалко у меня в тот момент не было фотоаппарата снимок двух "главных" - исторический снимок!
В тот же день незаметно, из "толпы" к нам на борт поднялась Санита Уильямс - астронавт НАСА и заместитель руководителя отряда астронавтов. Мне было известно, что она активно участвовала в работах над Орионом. Конечно, её мнение было нам интересно. Мы заняли рабочие места экипажа, поделились мнением об увиденном, поболтали о жизни и довольные друг-другом расстались.
Визитов и встреч во второй день было множество! Всех даже не упомнишь. Были специалисты из Центра подготовки космонавтов, организаций смежников, Роскосмоса, зарубежные гости и т.д.
Не возможно не упомянуть визит Алексея Архиповича Леонова в сопровождении начальника Центра подготовки космонавтов Сергея Крикалёва.
Алексей Архипович очень внимательно и с позитивным настроем выслушал мой доклад о новом корабле, а Сергей Константинович по старой инженерной памяти "сыпал" предложениями 
В третий день для меня самым важным стал визит делегации ЕКА во главе с Жаком Дарденом.
В делегации был и астронавт ЕКА Томас Райтер, который очень высоко оценил нашу работу.
Эдвард Кроули, директор Сколковского института науки и технологии, опробовал пилотирование корабля нашей многоканальной ручкой управления. С причаливанием с дальности 70 метров он справился успешно, что заставило меня усомниться в том, что он не имел подобного опыта раньше. Однако профессор Кроули заверил меня, что дело всего-лишь в правильной организации управления 
Встреч и разговоров было множество, прошу прощения если кого-то не упомянул, этого физически не возможно сделать!
После выставки макет вернётся в цех и с ним продолжиться работа. Мы уже видим что сделано не так, что необходимо доработать. Верстается программа экспериментальной отработки с использованием этого макета. Так что работа продолжается!



11 комментариев:

  1. Марк, спасибо за фотографии. Очень интересно! Стала более-менее понятной компоновка корабля. Было бы интересно узнать подробности по интерфейсу.

    ОтветитьУдалить
  2. Про интерфейс могу сказать пока только то, что используется сенсорный экран.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А на взлёте, спуске и посадке тоже сенсорное управление, при вибрациях-то? Или переключение страниц, отображаемых на экранах, не требуется?

      А вообще интересный кораблик, главное чтобы коллектор ПТДУ при посадке не разломился...

      С уважением.

      Удалить
  3. Да, это я заметил. Решение мне понравилось. Удивило использование одной ручки управления. Вместо второй ручки - мини джойстик на первой?

    ОтветитьУдалить
  4. В этом макете видно столкновение мысли дизайнеров и инженеров. Утонченные линии автодизайна наталкиваются на кондовый технологизм. Похоже началась настоящая работа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В конце-концов мы тоже учимся - хватит уже плохо покрашенного железа и надписей от руки маркером :)

      Удалить
  5. Спасибо, сделал перепост сюда http://marstraktor.livejournal.com/77545.html

    ОтветитьУдалить
  6. Не удивительно, что Эдвард Кроули справился с управлением на отлично. Он финалист набора НАСА-1980г. и космонавтика для него не "пустой звук"
    С уважением, Алексей Белозерский

    ОтветитьУдалить
  7. ПТК прекрасен,жаль что никогда не полетит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если этот не полетит, полетит другой, в котором опыт проектирования ПТК НП будет учтён. Появится необходимость в супермегакорабле, сделают этот супермегакорабль, с учётом опыта предыдущих разработок.

      Удалить