11 февр. 2014 г.

Философия летно-испытательной работы

Многие считают, что работа космонавта  должна состоять из бесконечной технической учебы и тренировок, соковыжимальных вращений на центрифуге и мужественной борьбы со сном в сурдокамере, общественной и просветительской работы,  и, безусловно, "командировки" в космическое пространство.

Я один из тех "многих", кто считает также. Не дело, когда подготовленный специалист в рассвете творческих и физических сил занят в основном "ожиданием своего шанса".
Но есть один нюанс... 
А что же составляет основу работы космонавта-испытателя? 
Вопрос не праздный. Вопрос, который дискутируется в узких кругах уже не первый год.

Должен ли космонавт прийти к готовому космическому кораблю (готовому проекту, чертежу, пульту), и "примерив" его дать свои экспертные замечания и предложения, и с чувством выполненного долга вернуться к учебе, тренировкам и общественной работе?

Или он должен вместе с инженерами, конструкторами и заводчанами пройти весь путь от "белого листа", от аванпроекта, чертежей, цехов, лабораторных и автономных испытаний к испытаниям комплексным и, наконец, летным? 
Но уже не только в качестве эксперта и "оценщика", но как СОтрудника, СОзидателя, СОтворца!

Так уж получилось, что мне ближе этот путь. Именно поэтому я готов часами сидеть на встречах и совещаниях, где "дым столбом" и ругань по поводу сорванных сроках поставки трубопровода №1234 или сожженного на испытаниях блока №4567
Я готов спорить со "смежниками" по поводу содержания ТЗ или уговаривать проектантов перекомпоновать какой-нибудь незначительный (с "историко-космической" точки зрения) контейнер, ругаться в цеху с нерадивым слесарем или недоумевать у технологов по поводу невозможности сделать "квадратный" корпус  вместо "круглого" (совсем уж глупое дело по определению некоторых коллег из числа "экспертов").

Всегда готов быть "пятым колесом в телеге" только для того, чтобы быть частью Большого Дела - процесса Созидания, рождения Космического Корабля!
Что бы потом, когда придет время, по старинной традиции строителей мостов, "встать под мост", взяв на себя ответственность и риск - я это сделал, я за это отвечаю - поднять этот Космический Корабль в космос.

Именно в этом, на мой взгляд, состоит суть и философия летно-испытательной работы.

4 комментария:

  1. Спасибо за вашу работу, Марк! Это ведь вдохновлено ПТК? А как поживает НЭМ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не только ПТК. Фото с очередного совещания по СОЮЗ-МС. НЭМ впорядке. Готовим документацию для продолжения работ над эргономическим макетом.

      Удалить
  2. Ждем результатов этого фантастического труда!

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошо, что не дошло до того, что каждому космонавту пришлось бы самостоятельно делать себе КК водиночку.

    ОтветитьУдалить